«Машенька» | ||||
|
Для многих сталинский кинематограф отличался идеологизированными картинами с «тупым, здоровым задором», искрящимся наивным пафосом. Фильмы того периода олицетворяли сияющего красноармейца/комсомольца/колхозника, торжествующего над злом, который был воплощен в образе угрюмо скалящегося диверсанта/шпиона/кулака. В картинах того времени герои радостно поют и пляшут под мелодии оглушительно- торжественной музыки. Однако, такое представление о киноискусстве тоталитарного СССР довольно поверхностно. Безусловно, нельзя не отметить, что многим художникам все-таки удавалось преодолевать несвободу идеологических установок и доктрин, и снимать картины, которые выходили за рамки нелепого официоза. Среди таких режиссеров можно выделить Юлия Райзмана. Этот режиссер, ровесник века, который непрерывно снимал картины, с середины 20-х годов до середины 80-х. Ему удавалось чудесным образом не затрагивать идеологических проблем, и создавать фильмы о самых тонких и непостижимых гранях человеческого бытия. Самые простые истории об обычных людях Райзман превращал во всеобъемлющие, возвышенные до масштаба вселенной, драмы. Так происходит и в одной из лучших работ художника, в фильме «Машенька». Эту картину правильно называют «тихим шедевром». Данный фильм не только в советском, но и в мировом кино, является одной из нежнейших, проникновенных картин. На самом деле, довольно сложно вспомнить такое простое и такое же пронзительное произведение. Больше всего удивляет тот факт, что такая светлая лирическая картина появилась в довольно жестокое время. Эту картину режиссер еще задумал до войны, но только в 1942 году она была завершена. В ней рассказывается об обычной девушке с простым именем Машенька. Несмотря на то, что ее история проста, но она завораживает. В фильме отсутствует фальшь или ходульность, лакировка или помпезность. В картине все правдиво и предельно искренне. Только поэтому простая история девушки становится всеохватной. Этот фильм о жизни и судьбе всего поколения, которому, только немного повзрослев, пришлось окунуться в пекло войны. В картине Райзмана «Машенька» без всякой наивности и романтизации показано, что все-таки любовь, красота и доброта способны спасти мир.
|